Джон Кейдж — 4’33»

фото
В этот день 97 лет назад родился один из величайших композиторов XX-го века, человек, поистине всколыхнувший мир. Благодаря его таланту музыка больше никогда не будет прежней!

Сам Джон Кейдж определял свое творческое кредо так:

«Я сочиняю только ту музыку, которую сам никогда не слышал»

Итак, 5 сентября 1912 года в семье ученого-изобретателя родился Джон Мильтон Кейдж, человек, которому суждено было изменить музыку. Мальчик с раннего детства увлекся музыкой, а так же живописью, архитектурой и литературой. Уже двенадцатилетним он вел собственную радиопрограмму, дополняя слова игрой на фортепиано.
В 1928 году он поступил в колледж Помона, но уже спустя два года отправился в Париж, где поступил на работу к архитектору — соратнику знаменитого дадаиста Марселя Дюшана. А кроме того занимался музыкой, довольно много рисовал и писал стихи.
В 1931 году Кейдж возвращается в родную Калифорнию, где знакомится со скрывающимся от нацистских преследований великим создателем додекафонии Арнольном Шёнбергом — талантливый юноша становится учеником европейского мастера. Вскоре Шёнберг назовет ученика «гениальным изобретателем».
Через году Кейдж отправляется в Сиэтл — работать в местной Школе Искусств. Через год он изобретает препарированное пианино — инструмент, популярный и поныне. Позднее Кейдж так рассказывал об этом:

«когда я не мог заплатить музыкантам, я придумал препарированное фортепиано, которое издавало все нужные мне звуки»

Начиная с 40-х годов композитор начинает создавать музыку для танца. Так же становится
одним из создателей искусства хеппенинга.
Позже, перебравшись в Нью-Йорк, Кейдж всерьез начал изучать дзен-буддизм, в особенности учение о роли случая в вечном и повседневном. Вскоре он создает один из своих шедевров «Воображаемый пейзаж».

Вообще, Кейдж был человеком многих талантов. Он создал множество выдающихся литературных произведений (наиболее известные: «Молчание», «Год после понедельника» и «Для птиц».). Был видным ученым-микологом своего времени, блестящим философом и широко известным художником. Вот что пишет об этом Рауф Фархадов:

» … Представим, что бы написали о Кейдже совершенно разные академические издания: что бы, например, сказал о нем какой-нибудь авторитетный справочник по микологии («микология – раздел ботаники, изучающий морфологию, систематику, биологию и экологию грибов»)? А сказал бы он, думаю, следующее: «Джон Кейдж – известный современный миколог, прекрасно разбирающийся в истории и теории науки о грибах со времён Теофаста (IV век до н.э.), Плиния (I век н.э.) и до новых систематологий Х.Крайзеля. Один из основателей в 1962 Нью-Йоркского микологического общества. Автор популярной в США и Европе «Книги о грибах» (1972)». Или, как охарактеризовали бы Кейджа в словаре философском: «Джон Кейдж – философ, эстетик, чьё духовное формирование происходило под влиянием дзэн-буддизма, а философское: Д.Судзуки, Г.Торо, Л.Витгенштейна, М.Экхарта, М.Маклюэна, современных структуралистов и постмодернистов. Создатель замечательных «Лекции о Ничто» (1950) и «Лекции о Нечто» (1950)». Такое вот можно предположить о Кейдже в каком-нибудь каталоге о художниках: «Джон Кейдж – крупный американский художник, внёсший самостоятельный вклад в развитие новейших художественных стилей и технологий. Его творчество высоко ценили М.Дюшан, Р.Раушенберг, Д.Джонс, В. де Кунинг, М.Тоби, А.Капроу и мн. др.». Наконец, в музыкальной энциклопедии о Кейдже можно было бы прочитать: «Джон Кейдж – выдающийся композитор, теоретик ХХ века, чьё новаторское творчество невероятно расширило человеческие границы и представления о возможностях музыки, звука, музыкальном времени и пространстве, оказав существенное воздействие на всё современное искусства. Джон Кейдж является одним из создателей целого ряда направлений и композиционных технологий, среди которых: хэппенинг, перформанс, концептуализм, конкретная и электронная музыка, сонорика, коллажность и т.п.» Впрочем, не менее весомые формулировки могли бы о Кейдже дать и справочники по литературе, где наглядно демонстрировалась бы структура его мезостиха или своеобразие фонетических изысканий, а также книги по кулинарии с целым перечнем лично-кейджевских вегетарианских рецептов.»

В 1952 году прошла премьера величайшего произдедения Кейджа — инструментальной пьесы 4’33», изменивший взгляд на саму природу музыки.

Позволю себе привести еще несколько цитат:

Этот опус поставил всю, без преувеличения, музыку мира перед самым вопиющим в ее истории фактом — фактом демонстрации тишины. И именно этот факт опрокинул все существовавшие до сих пор критерии восприятия музыки, которая, как выяснилось, есть и тогда, когда ее нет.

Если говорить тупо, сочиненные Кейджем «4`33″ минуты неприкосновенности к рояльным клавишам впервые опробовали слух целевой аудитории (в данном случае она была концертной) на доверие к звуку вообще. Поскольку случилось это не в пещерные времена, а в середине ХХ века в индустриальной стране, тишину, открытую Кейджем, сперва внесли в музыкальную память на равных правах с нотами, паузами, ритмическими длительностями и прочими атрибутами правильной музыкальной речи. А о том, что «4`33″ — манифест абсолютной капитуляции европейского драматургического типа мышления перед другим авторским типом — формально нефиксируемым, зато вживую переживаемым,— догадались позже.

Елена Ъ-Черемных, kommersant.ru

… Подобно «Черному квадрату» Малевича созданная в 1952 году «4’33»» Кейджа — архетип философического эпатажа в авангардной культуре. Трехчастная композиция великого экспериментатора, оппонента действующих в культуре привычных кодов и конвенций Кейджа это акустический образ абсолютного нуля (абсолютный ноль — цифра 273 по Цельсию, столько же секунд длится знаменитая пьеса Кейджа). Пьеса, написанная для произвольного состава инструментов, требует от музыкантов на протяжении 4 мин. 33 сек. только три раза перевернуть нотные страницы. И молчать, не двигаться, не мельтешить. Подобно Малевичу Кейдж желал увидеть и услышать что-то в том, что банально обозначается понятием «ничто», а вдруг оказывается сущностным, но постоянно исчезающим из-под контроля логики Чем-то. Известно, что Кейдж увлекался дзен-буддизмом и христианским мистицизмом.

Сергей Хачатуров, stengazeta.net

Скрипач Роман Минц напомнил мне (я знал! я знал!) о существовании симфонической версии этого фортепианного произведения, он же обратил мое внимание на продолжительность ролика — 9’23». Смутный образ шедевра (шутки в сторону; для шуток эта вещь слишком уязвима) хранится в задней черепной ямке каждого меломана, но как-то забываешь о том, что пьеса-то состоит из трех частей. Дирижер Лоуренс Фостер структурирует форму скупыми росчерками своей палочки и утиранием несуществующего пота белым носовым платком (существующим); Дэвид Тюдор с той же целью открывает и закрывает крышку рояля. Самый очевидный аналог «Четырех минут тридцати трех секунд» — «Черный квадрат». Но где же ярость благородная, вскипающая, как волна? Где арзамасский «ужос»? Их нет. Публика лондонского Барбикан-центра реагирует вполне доброжелательно. Сегодня, как никогда, важен гуманистический посыл Кейджа. В эпоху киберпанковского звукового апокалипсиса (солидаризируюсь с Борисом Филановским; см. также гениальный текст Дениса Горелова на ту же тему в РЖ, варьирующий, как мне кажется, «Начало очень хорошего летнего дня (симфония)») композиторы должны создавать новые транскрипции Кейджа для всех мыслимых сочетаний голосов и инструментов! Пусть к ним присоединятся «Терем-квартет», «Виртуозы Москвы», сводный хор Китайской филармонии в составе ста тысяч человек, кто угодно — «4’33»» следует исполнять часто, так часто, как только возможно!

Леонид Десятников для openspace.ru

Предлагаю вашему вниманию запись исполнения шедевра Кейджа (с лондонского концерта, о котором говорится в цитате выше):

Подробнее о биографии Кейджа можно прочитать:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/KEDZH_DZHON.html
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=601053
http://www.longarms.ru/musicians/cage/
http://yanko.lib.ru/books/aesthetica/buchkov-estetika-lexicon.htm#_Toc77514365
http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20080505050613058&sec_id=16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>